ШАХ АББАС I, ВЕЛИКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ И РЕФОРМАТОР

Стандартный

Shah_Abbas_I_engraving_by_Dominicus_Custos.jpg

Аббас I родился 27 января 1571 года в афганском городе Герат в семье шахиншаха Мухаммада Худабенде (1531—1596) и Махди Ульи (?—1579), дочери хакима (губернатора) области Мазендаран, Мир Абдулла-хана. Писал стихи на азербайджанском тюркском и персидском языках. Шах Аббас вёл кочевой образ жизни, треть своего правления он провёл в путешествии, треть находился в своей столице и треть — в других местах на отдыхе[7]. Из-за кочевой жизни столица фактически перемещалась туда где находился Аббас[8]. Шах возглавил Сефевидское государство в возрасте 16 лет. Когда Аббас I взошел на трон, кызылбашские племенные вожди рассматривали его попросту как марионетку, потому что кызылбаши имели большое влияние на шахов. Шаха Аббас был прежде всего умным и прагматичным политиком и вёл успешную внутреннюю и внешнюю политику. Он умер 19 января 1629 года в городе Казвин.

Шах Аббас I не ограничился приведением под контроль государствообразующего элемента – кызылбашей. Он также покончил с местными феодальными правителями ГилянаМазендаранаСистана, Лара и Луристана и укрепил власть Сефевидов в этих областях. Он даже переселил в некоторые из них тюркское население. Главным языком двора Аббаса I оставался его родной азербайджанский язык. Для уменьшения влияния кызылбашей он усилил значимость гулямов. Военную и административную элиту начали дополнять тысяче армян, грузин и черкесов, взятые в плен во время ожесточенных войн на Кавказе в 1603—1604 и 1616 годах. Усиливая практику назначения гулямов на высокие должности, он дал им более заметное место в рядах военных, с целью уравновесить кызылбашей как членов постоянной армии. Но большинство государственных должностей оставались за тюрками. Шах Аббас имел очень прочную связь с кызылбашами, которые были сильнее остальных связей. Аббас был самым успешным правителем из Сефевидов. Он отличался энергичной деятельностью и известной политической прозорливостью, способствовал экономическому подъёму страны, строил дороги и мосты, заботился об украшении городов, особенно Исфахана, куда он перенёс свою резиденцию из Казвина в 1598 году, и старался оживить торговлю с Индией и Европой. Переехав в Исфахан, преданные шах Аббасу войска (среди них в основном шахсевены) последовали за ним. Уже в 1603 году, кызылбашские отряды армии шах Аббаса находились в Исфахане. Помимо военной реформы, Аббас совершил попытку провести денежную реформу, поскольку за 11 лет безвластия в Иране по стране начало хождение огромное количество валюты, не имевшей твёрдого курса. Аббас ввёл монету «аббаси», достоинство которой равнялось одному мискалю.

Аббас укрепил центральную власть в Иране путём военного давления на местную аристократию, которая в его правление наконец стала повиноваться шаху беспрекословно. В годы правления шаха Аббаса, Гянджа была отстроена заново.

В 1604 году Аббас I Великий применил тактику выжженной земли против Османов в Армении (Великий сургун). Из Восточной (Закавказской) Армении в Иран были насильно переселены свыше 250 тыс. армян. Однако выселения делались без различия по религии и коснулись также мусульман (мо мнению Петрушевского — азербайджанцев). Аббас доверил управление Урмией представителю из шамлу (позже афшару). Марага была отдана Ага хану Мугаддаму. В период шах Аббаса преследования христиан были на высоком уровне, по словам Эдмунда Хертцига, он также несет ответственность за «большее количество случаев преследования христиан, чем какой-либо из его предшественников». Незадолго до своей смерти Аббас прибегнул к практике, уходящей корнями в исламскую юриспруденцию, издав указ, по которому любой «зимми», обратившийся в ислам, имел право наследовать «имущество всех своих родственников, вплоть до 7-го колена». Его любопытство христианством и его символами было, несомненно, искренним, но его первой заботой было укрепление и расширение своей власти, и этому было подчинено всё — христианские миссионеры, религиозные меньшинства Ирана и его собственные клерики и их повестка дня.

Шах Аббас начал переговоры с Российским государством о заключении военного союза против Османской империи, обещая уступить Москве Дербент и Ширван. Однако успехом они не увенчались, и Аббасу пришлось соглашаться на крайне невыгодный мир с турками.

Стамбульский договором 1590 года Аббас закончил войну с Османской империей, уступив ей часть территории (Восточная ГрузияВосточная АрменияАзербайджанШирванКурдистан) для того, чтобы сконцентрировать все силы на изгнании узбеков из Северо-Восточного Ирана.

30 мая 1594 года, в царствование Фёдора Ивановича, в Иран к шаху Аббасу был отправлен князь А. Д. Звенигородский. Результатом этой миссии стало то, что шах выразил желание быть с русским царём «в крепкой дружбе, в братстве и в любви, и в ссылке навеки неподвижно».

Хорасан, защищаемый узбекским эмиром Абдаллой, был покорён Аббасом только в 1598 году, после падения Герата. Аббас успел присоединить к своим владениям Гилян и Мазандеран, а на юге область Лурестан и, завоевав Кандагар, распространил своё владычество на большую часть Афганистана. В попытке же присоединить территории к югу от Амударьи, Аббас потерпел неудачу, которая постигла его в битве при Балхе (закончившейся проигрышем иранской армии узбекскими войсками). Несомненно, что победа в этом сражении сыграла наиважнейшую роль в сохранении независимости Мавераннахра, однако на общеполитическую обстановку в регионе она особо не повлияла, так как после тяжёлых боевых действий узбекская армия не имела уже сил для дальнейших походов, в следствии чего большая часть Хорасана осталась под контролем Аббаса Великого. Кардинальным же образом ситуация изменилась лишь к 1613 году, когда под руководством Эмира Самарканда Ялангтуш Бахадур Бия, узбекам удалось отбить ключевые аванпосты и города, в число которых входили: МешхедНишапур, Герат и т. д.

Тяжелы были войны с турками, не прекращавшиеся почти во всё продолжение его царствования. После того, как в 1601 году под власть Аббаса перешли часть Армении и Грузии, а также Ширван, он успешно отражал почти ежегодно повторявшиеся нападения турок на города Эривань и Тавриз, иногда вторгался в самую глубь турецких владений в Малой Азии и принудил в 1613 году грузинские царства Кахетинское и Картлийское признать над собой верховную власть Сефевидов. В результате блестящих успехов в первой войне с Османской империей (1603-1612 гг.) шах Аббас подчинил себе не только почти все Закавказье, но распространил свое влияние и на Предкавказье.

В 16141617 годах турки возобновили свои вторжения в Иран, но успеха не имели. Потерпев особенно сильное поражение в 1618 году, они заключили в правление султана Османа II с шахом Аббасом Марандский мир, оказавшийся, впрочем, непродолжительным.

Один из источников начала 1614 г. говорит, что «кумыки и Кабарда ныне все под шахом». Связь кумыков с Сефевидской империей сохранялась и позднее. Шаху Аббасу не были чужды намерения втянуть в сферу своего влияния и орду Больших ногаев. Бухарский купец Хозя Наурус и караванный голова юргенчского царя при расспросе их самарским воеводой кн. Д. П. Пожарским в начале 1614 г. показали, что «летось послы шаха были у кн. Иштерека, сватали его дочь за шахова сына и вели переговоры о военной помощи со стороны орды шаху против Турции; послы кн. Иштерека в свою очередь ездили к шаху». Так намечалось одно из возможных решений при определении дальнейшей политической судьбы орды. Связанный с ним риск был очевиден: подчинение шаху неминуемо вовлекло бы орду в войну против Турции, Крыма, Малых ногаев. Очевидно, что такое решение не было наилучшим. Подчинение Крыму, вследствие хорошо известного грубого и хищнического отношения крымцев к подчиненным им народностям, было сопряжено с большими неприятностями, а также низводило бы орду на положение подвассала, поскольку сам Крым был вассалом султана. Московское правительство более всех было заинтересовано в восстановлении своей власти в орде, чтобы прекратить нападения Больших ногаев на свои земли. Но оно было в то время бессильно вынудить орду к этому, а орда была заинтересована в том, чтобы до конца использовать удобное для прибыльных нападений на Русь время. При его блестящем дворе посланники Великого Могола и других восточных государей встречались с посланниками России, ФранцииАнглииИспании и Нидерландов. При помощи англичан он в 1622 году отнял у португальцев остров Ормуз.

Война с Османами возобновилась в 1622 году, но турки вели её так неудачно, что в 1623 году даже Багдад был завоёван Аббасом.

Аббас первым признал новую династию Романовых в России и выделил заём в размере 7 тысяч рублей. В 1625 году прислал в подарок реликвию, ризу Господню, и роскошный трон. При шах Аббасе I владения династии Сефевидов простирались уже от Тигра до Инда.

Vikipediya

Реклама

Обсуждение закрыто.