СЕГОДНЯ ЗНАМЕНИТОМУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМУ КОВРОТКАЧУ ЛЯТИФУ КЕРИМОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 110 ЛЕТ

Стандартный

Latif_Karimov.jpg

Лятиф Гусейн оглы Керимов (азерб. Lətif Hüseyin oğlu Kərimov; 1906 — 1991) — азербайджанский ковроткач, известный своим вкладом как в ковроткачество Азербайджана, так и в другие различные отрасли искусства. Народный художник Азербайджанской ССР (1960). Лауреат Сталинской премии первой степени (1950).

Лятиф Керимов родился 4 (17 ноября1906 года в Шуше, в Елизаветпольской губернии Российской империи. Его отец, Мешади Гусейн, был шляпным мастером, а мать, Телли, — ковроткатчихой. В 1910 году семья переехала в Иран, в город Мешхед, и поселилась в карабахском квартале. После окончания местного медресе в возрасте 14 лет, Лятиф Керимов начал работать в магазине ковров и обучаться искусству ковроткачества (пойдя по стопам своей матери). Путешествовал по всему Ирану, демонстрируя свои ковры. Кроме того, у Керимова было много разнообразных интересов, от бокса и литературы до исполнительского искусства. Советское консульство в Тегеране предложило ему стать членом русского культурного клуба, где он впоследствии и играл в пьесах Узеира Гаджибекова, и учредил хор Азербайджана.

Начиная с конца 1920-х годов Керимов принимал участие в движении за социальные права, требуя от имени ткачей Мешхеда восьмичасового рабочего дня и улучшения условий труда. В 1929 году он был направлен в служебную командировку в Афганистан, чтобы содействовать роли театрального искусства. Однако Керимов вернулся в Иран два месяца спустя, не в состоянии выдержать суровые условия жизни в Афганистане. В том же году он получил советское гражданство, и правительство Ирана предоставило ему возможность переезда в Советский Союз, которые Керимов принял.

По приезде в СССР Лятиф Керимов поселился в своем родном городе Шуше и женился на девушке по имени Шовкет. Был назначен инструктором по импорту в ковровой фабрике. Кроме того, основал и проводил курсы ковроткачества по иранской методике, которая до того момента была неизвестна карабахским ткачам. Для студентов, которые были неграмотны и не могли делать заметки, он сочинял лирические гошма (произведения азербайджанского поэтического жанра), чтобы помочь им запомнить ткацкие технологии. Позднее создал аналогичные курсы в Губе и Баку. Лятифом Керимовым в этот период были подготовлены многочисленные учебные пособия по технологии, усовершенствованию техники машинного ковроделия, разработана принципиально новая стилистика орнаментов и колористика ковров. Все это сыграло немаловажную роль при создании в 1935 году Гянджинской машинной ковровой фабрики.

Помимо ковров, Керимов успешно работал с ювелирными изделиями, занимался резьбой по дереву, декоративным интерьером зданий. В 1937 году был привлечён к работе над залом азербайджанской Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, вместе с Рустамом Мустафаевым. В 1940-х, когда Керимов занимался украшением интерьера музея им. Низами, началась Великая Отечественная война, и он был приглашен в Азербайджанское государственное радио в качестве диктора выпусков новостей. В 1945 году был назначен заведующим кафедрой изобразительного искусства в Институт архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана. В период с 1947 по 1977 год составил словарь восточной музыки.

В 1954 году организовал свою первую персональную выставку, которая включала ковры, архитектурные украшения, резьбу по дереву, фарфоровые вазы, ювелирные изделия, графические элементы. В 1955 году был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Азербайджана». Его усилиями и на его энтузиазме в 1967 году был создан Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в городе Баку, первый музей такого рода в мире. Музей был назван в его честь в 1991 году.

Некоторые из сотканных Керимовым ковров хранятся в музеях АнкарыСтамбула и Тегерана.

В 1961 году вышел первый том книги Керимова «Азербайджанский ковер». В книгу вошли итоги более 35-летних исследований автора по восточным коврам. В книге была дана расшифровка более 1300 разновидностей и элементов ковровых орнаментов, была дана точная классификация и характеристика азербайджанских ковров. Эта книга стала настольной книгой для многих ковроделов, частных коллекционеров и специалистов по восточному ковру. В 1983 году был издан второй и третий том книги Лятифа Керимова «Азербайджанский ковер». В этих последующих изданиях была доказана принадлежность Азербайджану многих ковров персидской и кавказской группы, получивших мировую славу. Для огромного количества ковров были изданы идентификационные паспорта, для сотен из них была установлена подлинная страна-производитель, более того — народ-создатель.

  Ваша книга стала библией в нашем музее. Она ходит по рукам наших венгерских специалистов-прикладников.

Кароль Гамбош, директор Будапештского музея декоративно-прикладного искусства

  Ваш прекрасный труд об азербайджанских коврах стал украшением моего рабочего стола.

Эрих Аватер, эксперт по восточным коврам ФРГ

 

Огромную роль сыграла книга и в издании книги «Карта восточных ковровых пунктов» — она была издана в Англии в 1974 году. Главным консультантом издания был Лятиф Керимов, идея создания книги-карты была выдвинута Лондонской компанией Восточного коврового объединения «OSM». В 2001 году, уже после смерти Керимова, на основе созданных им ковров, дизайнерских проектов и совместных ранних исследований авторов, швейцарским издательским домом Улмке была издана книга Сиявуша Азади, Лятифа Керимова и Вернера Золлингера «Азербайджанские кавказские ковры» .

Сталинская премия первой степени (1950) — за ковёр, посвящённый 70-летию И. В. Сталина (1949).

 В том же году 100-летие мастера коврового искусства было включено в Список памятных дат ЮНЕСКО на 2006—2007 годы.

 

 

Реклама

Обсуждение закрыто.