К 110ЛЕТИЮ ГЕНИЯ: ШОСТАКОВИЧ И АЗЕРБАЙДЖАН

Стандартный

Роль и значение Шостаковича в развитии азербайджанской композиторской школы — общеизвестный факт. То, что Шостакович неоднократно бывал в Азербайджане тоже общеизвестно.

В 1934-году летом состоялся по сути первый авторский концерт и дебют Шостаковича как пианиста на бакинской сцене.
В 1949-м году он приезжал на смотр азербайджанской музыки.
В 1952 году Шостакович играл на авторских концертах в Азербайджанской Госудаственной Филармонии, приезжал на премьеру балета «Семь красавиц» К.Караева.
В 1956-м году он был гостем 1-го сьезда композиторов Азербайджана.
В 1964, 1972 годах Шостакович — гость Азербайджана в составе российской делегации на днях культуры России в Азербайджане. В Баку его произведения звучали всегда, его любили, почитали и ждали.

Со второй половины 20-х годов в музыкально-информационном поле Азербайджана начинает звучать современная музыка. Музыка, выражающая обновленное мироощущение нового поколения с новых стилевых, эстетических позиций. В программах бакинских концертов появляются имена Прокофьева, Стравинского, Дебюсси, Равеля, Дюка, Казеллы, Малера, Шенберга. Современная музыка звучит в интерпретации дирижеров, приезжающих на гастроли в Баку — Р.Батона, Л.Штейнберга, Л.Гинзбурга. Усилившиеся контакты между Бакинской, Московской и Ленинградской консерваториями также способствовали обмену информацией. В начале 30-х годов в Баку приезжают педагоги ленинградской консерватории, а во время поездки в Ленинград А.Зейналлы знакомится с произведениями молодых композиторов. Учеба А.Бадалбейли, Ниязи в Москве, Ленинграде также способствовали информированности молодежи о тенденциях развития современной музыки в рамках СССР. Не случайно уже в начале 30-х годов звучит предложение о создании «Ассоциации современной музыки» в Баку.

%d1%88%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%b3%d0%b0%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%b1%d0%b5%d0%ba%d0%be%d0%b2

%d1%88%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87-2

В произведениях молодых азербайджанских композиторов отчетливо прочитывается установка на усвоение современных средств выразительности. Среди кумиров был и Д. Шостакович – «самый даровитый из современных молодых композиторов, приобретший широкую популярность своей оперой «Катерина Измайлова». Именно так его приезд анонсировался в Баку. Впервые с ним музыкальная общественность познакомилась в 1934 году. Именно тогда Шостакович приехал в Баку на гастроли как пианист. На концерте который состоялся в рамках Восьмого симфонического сезона оркестра Московской филармонии под руководством дирижера А.Гаука, ведущего исполнителя в то время ряда сочинений Шостаковича впервые прозвучали его фортепианный концерт, фортепианная сюита из балета «Болт» и Первая симфония.

Как отмечал, Гаук, который приезжал в Баку уже в четвертый раз, «Баку является единственным городом в СССР, продолжающим летом ту работу, которую зимой проводят Москва и Ленинград».
Учитывая достаточно высокий уровень бакинских слушателей, А.Гаук в том сезоне представляет современную советскую музыку, исполняя Шостаковича, Гладковского, Щербачова, Шебалина и др. Специально к приезду Шостаковича в Баку дирижер написал небольшой очерк, опубликованный в газете. Наверное это не случайно, ибо, как писала Хентова, «на периферии Шостаковича знали еще мало, некоторые его считали «модернистом», пишущим музыку, недоступную слушателям». В статье, которую можно считать первой публикацией о Шостаковиче в Азербайджане, говорилось: «Д.Д.Шостакович является по существу наиболее ярким композитором нашей современности. Обладая, помимо огромного таланта, настоящим композиторским мастерством и художественной изобретательностью, Шостакович, несмотря на молодые годы, является автором трех симфоний, балетов «Золотой век», «Болт», целого ряда музыкальных произведений к драматическим спектаклям и кинофильмам, и наконец, двух опер: «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), из которых последняя сейчас исполняется и в Москве, и в Ленинграде с неослабевающим успехом». Шостакович пробыл в Баку больше недели, общался с музыкантами. В двух концертах прозвучали Первая симфония, Сюита из балета «Болт», первый фортепианный концерт в исполнении автора. Наряду с произведениями Шостаковича прозвучала также симфония «26» другого ленинградского композитора Гладковского. Концерты прошли с большим успехом. В рецензиях бакинские газеты отмечали, что «Шостакович блестящий пианист, его произведения представляют в известной степени антитезу Гладковскому. Здесь, наоборот, – богатейшая изобретательность по части музыкального формотворчества, целое море новых образований, новые методы использования инструментария». Музыка Шостаковича произвела огромное впечатление на молодых азербайджанских музыкантов. Именно с этих гастролей началось общение Шостаковича с азербайджанскими композиторами.

http://www.baku.ru/enc-show.php?cmm_id=276&id=130019&c=1898

Обсуждение закрыто.