В начале июня в Баку прошел четвертый Съезд азербайджанцев мира. По сообщениям СМИ, в нем приняли участие более 500 представителей диаспорных организаций Азербайджана из 49 стран мира.
Если не быть азербайджанцем, к тому же проживающим за пределами своей исторической родины, можно было бы представить каждого из этих 500 человек важной персоной, имеющей какие-то исключительные заслуги в определенной сфере, занимающейся деятельностью, которая приносит пользу многим. Но я азербайджанец, больше тридцати лет живу в России, являясь гражданином этой страны, больше десяти лет тесно связан с диаспорской организацией, возглавляю ее печатный орган. Я ценю работу, которая наша организация делает почти тринадцать лет, ценю людей, создавших организацию, вложивших в нее немало усилий и финансовых средств. Не буду скромничать: ценю и собственный труд. Нашу более чем скромную по объему и материально-техническому ресурсу газету знают и читают далеко за пределами Самарской области. В прошлом гаду наше издание было процитирована на Международной конференции, которая проходила в Баку. И это цитирование «Очага» было не первое. И вот я думаю: почему я не оказался среди «500 представителей диаспорских организаций?»
Но я начал не с самого важного, то есть с себя. Конечно, важнее – сама организация в целом, ее работа, и то человек, который осуществляет общее руководство этой работой. «Лига азербайджанцев Самарской области» существует уже больше тринадцати лет и она со времени создания активно занималась культурно-просветительской деятельностью. Довольно скоро был налажен регулярный выпуск ежемесячной двуязычной газеты, при организации работала воскресная школа. В первые месяцы был организован коллектив азербайджанского национального танца, который активно работает по сей день. За эти годы выросли прекрасные вокалисты – лауреаты и конкурсанты городских, областных, всероссийского конкурсов и фестивалей – Аида и Наиль Акперовы.
Уже в 2005 году совсем молодой организацией в Самарской области были проведены Дни азербайджанской культуры при непосредственном участии посла Азербайджана в Российской Федерации Полада Бюльбюльоглы.
Кстати, тогда же, выступая в областной администрации, господин посол выразил восхищение газетой «Очаг», с которой по его словам, познакомился на борту самолета, когда летал из Москвы в Самару. Заключительный гала-концерт в областной филармонии с участием музыкантов из Баку прошел с большим успехом. А в 2006 году в Азербайджане прошли Дни Самарской культуры. Инициатором и главным организатором этих довольно масштабных мероприятий был председатель Правления «Лиги азербайджанцев Самарской области» Ширван Мурват оглы Керимов.
Совсем недавно едва ли не все азербайджанские СМИ публиковали сообщения о выставке в немецком городе Вольфсбурге тольяттинского художника с шекинскими корнями Байрама Саламова. Было бы справедливо при этом отмечать, что продвижением Байрама больше десяти лет занимается Ширван Керимов, именно с его стараниями в городе Самаре неоднократно проходили показы работ талантливого нашего соотечественника.
Надо сказать, что в Самарской области деятельность Ширвана Керимова в качестве азербайджанской национально-культурной организацией всегда ценилась высоко. Хорошее отношение со стороны городских и областных руководств в меньшей степени связано с личными симпатиями. Со времени создания ЛАСО несколько раз сменились руководства в городе и области. Но Ширван Керимов продолжает в входить в важнейшие общественные структуры, в настоящее время являясь членом Общественной Палаты Самарской области.
Кстати, президент Ильхам Алиев на Съезде сетовал, азербайджанцы в странах проживания «недостаточно представлены в исполнительных и законодательных органах». Общественная палата в Росси де-фактор является народным парламентом. И Ширван Керимов едва ли не единственный азербайджанец в России, входящий уже не первый срок в областную Палату. И что? Пригласили его на Съезд? Нет?
Все эти годы мы делали свою работу без оглядки на Баку, без каких-либо мыслей о том, заметят ли нас или не заметят. И такие помпезные съезды, проходящие без нас, не окажут никакого влияния на наше желание заниматься тем, чем уже многие годы занимаемся в меру своих возможностей и способностей. Но все же нас интересует вопрос: как готовился Съезд? По каким принципам или критериям туда приглашали? Как осуществлялся отбор? Какие заслуги числятся за каждым из тех, кто оказался в числе «500 представителей диаспорских организаций»?
Я – не дипломат, я – журналист, привык говорить фактами и изложить их откровенно: если хотя бы один человек из «Лиги азербайджанцев Самарской области», не обязательно Ширван Керимов — если он кому-то в Баку не нравится — не приглашается на Съезд, лично я его не могу считать ни представительным, ни даже легитимным. О диаспорных организациях азербайджанцев в России у нас представления есть. Чтобы перечислить по-настоящему работающих, хватит пальцы одной руки. Подавляющее большинство организаций – это в лучшем случае только офис, или даже начальник с печатью и с заместителями. Есть в российских областях самодеятельные азербайджанские театры? — Нет. Есть хорошие вокальные коллективы? — Нет. Есть качественные профессиональные газеты? — Нет. И чем же о себе заявили эти «500 представителей азербайджанской диаспоры»? Чем они обаяли комитет Назима Ибрагимова, который, надо полагать, и занимался приглашением делегатов?
Приходится сказать, что за годы, которые предшествовали последнему Съезду, со стороны Комитета, со стороны Посольства к нашей организации отношение было не просто нейтральное или никакое. Беда в том, что определенные действия, исходящие от московских структур, например, от ВАК, который непосредственно управляется из Баку, были откровенно враждебными. Это при активном содействии в Самаре была создана фейковая организация во главе с человеком, который многим известен как мошенник, долгое время выдававший себя за полковника, будучи прапорщиком. ТорТоржественный прием, устроенный в ВАК не настоящему полковнику. Социально близкие?
Эту организацию ВАК создавал, чтобы парализовать нашу работу, дискредитировать нас. Не случайно, получив учредительные документы, «руководство» созданной ВАКом структура начала писать доносы на ЛАСО, на Ширвана Керимова, на газету «Очаг» во все инстанции в Самарской области, включая правоохранительные органы. Доносы шли и в Баку – это тоже не секрет. В Самаре за эти годы не без помощи московских покровителей была создана еще одна «альтернативная организация», возглавляемая человеком, совершившим тяжкое преступление, точнее, убившим собственную жену…
Все это у нас создает впечатление, что ответственные лица в Баку, отвечающие за сотрудничество с диаспорскими организациями, заинтересованы не в их активной, полезной деятельности. Им нужны управляемые люди, желательно с темным прошлым и скользким настоящим, не имеющие собственного мнения, готовые в любое время подписать любое заявление, любой призыв, идти на любой подлог…
ЧТО-ТО НЕ СХОДИТСЯ: ВСЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, А ЛЮДИ УЕЗЖАЮТ…
Так как нас там не было, о работе Съезда пытаемся узнать из Интернета. Информация весьма скупая. Материалы, опубликованные в азербайджанских СМИ, даже информацией назвать трудно. Есть текст выступления Ильхама Алиева. Есть изложение этого самого выступления в исполнении помощника президента Али Гасанова, который, кстати, заявляет, что «…азербайджанцы, участвующие в этом мероприятии, являются авангардной частью нашей диаспоры». И чем же заявил о себе этот самый «авангард»? Вообще хотелось бы иметь больше справочных материалов в Интернете, например, анкету о каждом из 500 человек, составляющих якобы авангард – чем они занимаются, чем заслужили приглашение в Баку. Каждый из них, конечно, может быть даже выдающейся личностью, но знает ли эту личность диаспора, имеет ли он авторитет, признают ли его соотечественники лидером, имеет ли он вообще какие-ли связи с азербайджанской общиной и состоит ли конкретно в азербайджанской организации в стране проживания? Видимо, людей, отвечающих этим критериям, на съезде было слишком мало, если таковые были вообще, иначе были бы яркие выступления. Об отсутствии подобных выступлений говорит то обстоятельство, что нет цитирования. Цитируется только речь президента, комментарий Али Гасанова, восхваляющий эту саму речь и выступление Низами Ибрагимова, который, если казенщину перевести на нормальный язык, говорит, что после исторической речи президента он прозрел и наконец-то начнет сворачивать горы. Стоит ли напомнить, что Назим Ибрагимов комитет возглавляет почти пятнадцать лет, а динамика с точки зрения «единения и консолидации», особенно последние годы, отрицательная, что нагляднее всего отражает положение дел в федеральных организациях азербайджанцев России.
Отчеты о панельных заседаниях тоже ничего конкретного не содержат, повторяется одно и то же: все участники съезда единогласно и безоговорочно одобрили выступление президента Ильхама Алиева.
Возникает вопрос: неужели это не смущает самого господина президента? Ведь многие представители этого самого «авангарда», зарубежными азербайджанцами стали относительно недавно. Возьмем Хикмета Джавадова, сразу после Съезда в Киева «создавшего» «Международный центр азербайджанцев мира»(!) Уехал г-н Джавадов из Баку в 2004 году, когда Ильхам Алиев был президентом. Уехал, не отдав воинский долг родине. И не думает возвращаться. Имеет в Киеве собственный ресторан. Зарегистрировано на его имя несколько организаций. Теперь в Баку принимают как высокопоставленное лицо. Не уместно ли спрашивать у этого сытого и довольного собою господина: почему свои недюжинные способности ему не употреблять на своей родине? Начинать можно с самой простой вещи: со службы в азербайджанской армии, от которой он уклонился. Разве не так?
Я нисколько не сомневаюсь, что президент во всем может быть прав, хотя это противоречит всем природным законам. Я при президенте Ильхаме Алиеве в Азербайджане не жил. Но едва ли не половина азербайджанской диаспоры в России – это люди, которые покинули родину в годы правления нынешнего президента. Если с правлением в стране все идеально, почему граждане ее покидают?
май 2013. Дни азербайджанской культуры в Самарской области. На сцене Самарской областной филармонии Алмаз Алескерова и Миралам Мираламов. Мероприятие было организовано и проведено «Лигой азербайджанцев Самарской области»
У миграции есть суровая подоплека: люди уезжают оттуда, где плохо по каким-то причинам. Люди отправляются туда, где лучше. Если азербайджанец едет в Турции, значит, в Турции лучше. Если в Россию, значит, в России лучше, чем в Азербайджане. В таком случае как можно верить искренности российского азербайджанца, заявляющего, что в Азербайджане все прекрасно, замечательно? А не лучше ли было бы обсуждать на Съезде причины, которые побуждают азербайджанцев к эмиграции?
Последний год мне довелось пообщаться с молодыми врачами-азербайджанцами, выпускниками Самарского медицинского университета. Ни один из них не планирует по меньшей мере в ближайшие годы возвращаться на родину.
Самарские врачи-азербайджанцы. Встреча в «Лиге азербайджанцев Самарской области». декабрь 2015
Каждый из них рассказывал мне о причинах, которые я называть не буду. Я бы их назвал, если бы меня пригласили на Съезд и предоставили слово. Но если эти причины никем публично не называются и, следовательно, они не обсуждаются, они никогда устранены не будут. Тогда зачем тратить деньги на эти Съезды?
Помощник президента Али Гасанов заявляет, что «Ильхам Алиев в последние десять лет подписал 17 распоряжений, связанных с единством азербайджанцев мира, расширением деятельности их организаций».
Что не вызывает никаких сомнений, это о, что действительно подписано 17 распоряжений. Не сомневаюсь даже и в том, что выделялись какие-то финансовые средства под эти распоряжения. Но что стало с этими распоряжениями? В Самаре многочисленная азербайджанская община, «Лига азербайджанцев Самарской области» — уважаемая в регионе организация. Но нам ничего об этих распоряжениях не известно.
Май 2010 г. Г. Самара, дк им. Литвинова «Лига азербайджанцев Самарской области» проводит торжественное мероприятие, посвященное Дню Республики. На сцене — танцевальный ансамбль ЛАСО
Другая сторона вопроса. С одной стороны, президент подписывает большое количество распоряжений, «связанных с единством азербайджанцев мира», с другой стороны за эти десять лет в основном происходят процессы деструктивные. Война, которая не без участия Баку велась между Конгрессом и Азерросом, привела к тому, что от обеих организаций остались только одни названия. Хотя в Конгрессе, надо полагать, осталось больше, чем название – руководящие там товарищи, паразитирующие за счет азербайджанской казны, продолжают делать важный вид и строят интрижки во вред и тем немногим организациям, которые все еще в России имеются. Поэтому г-ну Гасанову стоило бы не просто назвать внушительное количество распоряжений, а отчитаться об их выполнении.
Есть еще один вопрос: откуда черпают азербайджанские чиновники о диаспоре? Тот же господин Гасанов, помощник президента. Разве На примере Самарской области, где проживают несколько десятков тысяч азербайджанцев, можно сказать, что не то что крупные, но даже чиновники мелкого калибра никакой реальной информации не имеют – для этого надо побывать в местах компактного проживания азербайджанцев, встречаться с ними. Непосредственное общение с азербайджанской общиной за рубежом необходимо и для того, чтобы знать, кто на самом деле лидер, а кто на самом деле таковым не является, имея лишь учредительные документы организации, куда входят два с половиной человека. Если быть точным – три человека, это требуемое количество учредителей для регистрации организации.
Проводимый Съезд если и был представительным, то исключительно по количеству приглашенных людей. По-настоящему форум не мог считаться представительным, так как за принимавших участие в нем людей не стоят массовые организации. Это косвенно доказывает и скудная информация о панельных заседаниях. За основу таких заседаний в идеале организаторы должны были брать деятельность диаспорских организаций, которые могли бы по экспертной оценке считаться модельными. Разве Съезд выявил такие организации? Кажется, Съезд перед собою такой задачи даже не ставил. Работа, проводимая на местах диаспорскими организациями, скорее всего никого не интересовала. У Комитета Назима Ибрагимова об азербайджанской диаспоре есть собственные, с реальностью практически никак не связанные представления. В Баку не знают диаспору, и, кажется, не очень-то хотят знать. В Баку знают или хотят знать шустрых людей в дорогих костюмах и при ярких галстуках, услужливых, готовых без стыда и совести произнести заученные фразы любого содержания, если даже они наносят вред их соотечественникам и даже отечеству.
Обращение к президенту Азербайджана, якобы принятое участниками Съезда, всерьез можно воспринимать, если самому не быть частью диаспоры и не знать, что в ней происходит. В этом документе указывается, что «данное мероприятие заложит основу нового этапа в истории азербайджанской диаспоры, внесет свой вклад в дальнейшее усиление национального единства и солидарности».
Возникает простой вопрос: каким образом? Представляете, был один этап, а как только закончился Съезд, начинается другой. Но кто и как его начнет?
Совсем еще недавно в столице России шли ожесточенные баталии за одну из двух федеральных организаций – Азеррос. Что скрывать, это была война, в которую были вовлечены азербайджанцы России от Калининграда до Владивостока. В центре Москвы происходили настоящие столкновения, противоборствующие стороны прибегали к помощи полицейских, сотрудников спецслужб. Были случаи физического насилия. Негласно в этом беспрецедентной борьбе принимали участие кремлевские структуры и люди, связанные с комитетом Назима Ибрагимова, с посольством Азербайджана в России. Ведь эта война не завершилась, она только приостановлена. Каждая противоборствующая сторона осталась при своем мнении, вернее, при своих амбициях. И чтобы в Баку заявлять о каких-то «новых этапах в истории диаспоры», сначала надо было бы хотя бы попытаться примирить воюющих. Какое единение в диаспоре, когда азербайджанские государственные СМИ активно и широко пользовались представителями этой самой диаспоры, чтобы лить друг на друга помои? Надо сказать, что в этой войне никто не выглядел достойно. То есть, в одночасье выплыла наружу вся «элита» диаспоры, показав себя во всей красе. И теперь откуда нашлись достойные «лидеры», которые обещают начать ни много ни мало – новый этап в истории!
май 2013. губернатор Самарской области Н. Меркушкин награждает руководителя молодежной секции ЛАСО Самира Бабаева
К президенту надо было обращаться не с дифирамбами и ложными, ничем не подкрепленными обязательствами, а с конкретными вопросами: почему так дорого ездить в Азербайджан? Почему так неудобно ездить в Азербайджан, к примеру, для самарских азербайджанцев – отменен поезд Тюмень-Баку, самолеты не летают. Почему самые дорогие телефонные звонки из России в Азербайджан самые дорогие? Почему с грузоперевозками между Россией и Азербайджаном большие проблемы?
Президент призывает зарубежных азербайджанцев инвестировать в азербайджанскую экономику. На примере российских азербайджанцев можно сказать, что богатые азербайджанцы хотели бы инвестировать, но боятся рэкета со стороны местных чиновников. Разбогатевшие в России азербайджанцы преимущественно уроженцы сельских районов. Конечно, многие из-них хотел бы на своей малой родине создать бизнес. Но препятствует этому желанию вороватое местное чиновничество, коррумпированные правоохранительные органы, которые обязательно требуют «делиться». Российские азербайджанцы прекрасно осведомлены о том, какие там порядки. Они знают, какие люди оказываются главами районов – ведь среди них есть бывшие официанты, люди с подозрительными дипломами, или откровенные бандиты, например, как бывший глава Сальяна. Президент еще говорил о том, что зарубежные азербайджанцы должны активнее принимать участие в общественно- политической жизни стран проживания, бороться за выборные должности.
Как ни странно, это в маленьких масштабах происходит. В Самаре есть член областной общественной палаты, есть депутат муниципального законодательного органа, есть глава сельского поселения. В западных странах азербайджанцы выдвигаются на полицейские должности. Может, стоило бы получивших хорошее западное образование азербайджанцев пригласить в Азербайджан? Почему главами районов не назначать не официантов, а выпускников Гарварда? Ведь есть такие в Азербайджане. Если в России хотя бы на местном уровне азербайджанцам удается пробиваться во властные структуры, в законодательные органы, в самом Азербайджане независимому человеку даже в сельский муниципалитет попасть практически невозможно. Для азербайджанцев самые лучшие, самые достойные условия жизни должны быть в Азербайджане. Их, к сожалению, пока нет. Поэтому такое большое количество азербайджанцев, уехавших из родной страны. И Съезды азербайджанцев в первую очередь должны обсуждать эту проблему.
Хейрулла Хаял
член Союза журналистов России
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.