Məmmədəmin Rəsulzadənin dəfni (Türkiyə)
Большевики решили задушить в крови, пролитой ими на улицах Баку,
выступление азербайджанского тюркизма, пожелавшего использовать «право
на самоопределение», объявленное великой российской революцией, и
потушить зажженный в «Исмайилие» факел свободы под развалинами и
пеплом этого великолепного здания.
В то время, как совершалось это историческое преступление,
мусульманские депутаты, являющиеся носителями национальной мысли и
идеала находились в Тифлисе, где заседал сейм, занятый, как говорилось
выше, вопросами, касающимися унаследованного от царизма Кавказского
фронта, а, с другой стороны, изучением вопросов об окончательном
отделении от России и об объявлении независимости Закавказья.
Вся энергия мусульман в сейме была направлена как к мирному
разрешению вопроса о фронте, так и незамедлительному осуществлению
независимости Кавказа. Ибо они были уверены в том, что такого удобного
момента для отделения от России и основания независимого Кавказа может
не быть. Существование независимого Кавказа было в интересах не только
кавказских мусульман, но и других мусульманских стран, находившихся под
вечной угрозой России. Бакинская трагедия, собственно говоря, была
наказанием, устроенным большевиками в отместку за «преступную
политическую ориентацию мусульман».
Естественно, что Баку ждал от Тифлиса _ помощи. Помощь от сейма и
закавказского правительства, организованного с участием мусульман, ждал
не только Баку, но и весь Азербайджан. Но, увы… Громкий голос и вопли
членов сейма — азербайджанцев — не подействовали в надлежащей степени на
грузинских меньшевиков, действительных хозяев тифлисского
правительства. Эти господа, со всей свирепостью уничтожавшие большевизм
внутри Грузии, не пожелали даже сделать пустого объявления войны
большевикам. Освободительной армии, организованной в Гяндже_ мусульманским
Национальным комитетом, хотя и были обещаны миллионы
патронов, десятки пулеметов и несколько пушек, но эти обещания не были
полностью выполнены. Тифлисская же пресса выразила протест против
«башибузукской» помощи, идущей на новое взятие Баку, назвав это
«реакционным событием». Наконец, заявления их о том, что «пока
существует турецкая опасность, мы не можем быть во вражде с
большевиками», дали удивительное разъяснение такому странному
положению.
Есть ли необходимость после всего этого подробно описывать
поведение армянской части сейма?.. поведение армянской части сейма?..
Опасения мести мусульман и поддержка из Тифлиса придали смелости
бакинским большевикам-бунтовщикам, до того занимавшим оборонительное
положение, они теперь уже перешли в наступление. От агрессивной силы,
возглавляемой армянскими фидаями (партизанами), Амазаспом, Аветисовым
и русским артиллеристом Петровым, ведшей войну, в первую голову, постра-
дала Шемаха. Эта старинная столица ширванских шахов была предана огню,
сожжена вплоть до знаменитой исторической мечети. Сохранился в целости
только армянский квартал. В конце концов, после того, как оборонительные
силы Гянджи в результате контрнаступления вошли в город и опять
отступили, остававшийся нетронутым этот квартал также сгорел. Не сгорели
лишь две церкви. Подобно Шемахе, нападению подверглись такие уединен-
ные города и местечки, как Сальяны, Ленкорань, Куба, Наваи и Кюрдамир.
Сожженные дома, акты насилия, вырезанные старухи и старики,
разграбленное имущество, уведенный скот во время этих событий — все это
стало настоящей трагедией, не поддающейся описанию. Опасность стала уже угрожать и Гяндже. С другой стороны,
карабахские армяне соединились с бакинскими большевиками и составили
единый план. План предания всего Азербайджана огню и мечу. Как писала газета Шаумяна: «Вы получите не автономию, а раз-
валины». Перед лицом подобной опасности народ могла защищать только
Гянджа. А она не могла выполнить эту тяжелую обязанность, выпавшую на
ее долю. По мере того, как продолжались дни защиты, нити управления
выходили из рук, и даже в местах, не перешедших к большевикам,
воцарялись безвластие и анархия.
В общественном мнении Азербайджана, признавшего власть Тифлиса,
но встретившего от нее равнодушие, вполне естественно рождалась надежда.
Для того чтобы вывести народ из сложившегося трудного положения,
оставалось единственное средство — Турция. Все надежды были направлены туда — «Этот братский народ придет и
спасет нас от врага». Больше никакой надежды у народа не оставалось.
Однако этот вопрос был не так прост. Закавказье, отделенное от России и фактически управляемое
самостоятельно, хотя и стремилось заключить мир с Турцией, но не могло добиться своей цели.
Делегации в Трапезунде, требовавшей от имени закавказского правительства сохранения
границы Кавказа на линии до войны 1914 г., Турция предложила полностью
принять Брест-Литовский договор. По этому предложению закавказское
правительство должно было отказаться от трех вилайетов: Карса, Ардагана и
Батума, отнятых в свое время у турок взамен военной контрибуции. Эти
вилайеты были переданы большевистским правительством по Брест-
Литовскому договору Турции. Из-за этого осложнялись трапезундские
переговоры. Армяне с грузинами говорили, что «без войны не сдадимся
Турции». Положение мусульман, с одной стороны, оставшихся между
большевиками, а с другой — между грузинами и армянами, было очень
трудным. Поэтому трапезундская мирная делегация, осознавшая серьезность
положения, единогласным решением армянских, грузинских и тюркских
делегатов постановила принять турецкий ультиматум. Однако сейм
большинством из грузинских меньшевиков и армянских дашнаков принял
решение о войне. Конференция была прервана, началась война, делегация
вернулась в Тифлис. Но пока делегация находилась в пути, война,
собственно, и закончилась. Батум пал, а Каре был осажден.
Больше медлить было нельзя, нужно было приостановить войну,
заключить мир и официально объявить независимость Закавказья; «мы
отделимся и подумаем о том, как нам самим справиться», говорили члены
сейма — мусульмане, обращаясь к этому, как к последнему средству.
Грузины, понявшие, что они вовлеклись в ложную авантюру и что
народы Закавказья совершенно не были готовы к такой войне, также
согласились с тем, что больше ничего нельзя сделать. Правительство
воинствующего (Гегечкори60) пало, его место занял кабинет миролюбивого
(Чхенкели).
В Батуме начались новые переговоры. Чхенкели надеялся, что
трапезундские требования турок не будут увеличены, но в реальности все
оказалось не так, как он представлял. Константинопольское правительство
требовало еще некоторых территорий в виде возмещения за пролитую
турецкую кровь в Батуме и Карее. К этим территориям относились
Ахалцыкский уезд, а также — Ахалкалакский, Александропольский,
Сурмалинский и Нахичеванский уезды.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.