На собрании Правления «Лиги азербайджанцев Самарской области», состоявшемся 16 марта 2013 года, было выдвинуто предложение в рамках «Дней Азербайджанской культуры» торжественно отметить и 200 летие Гюлистанского договора, по которому северная часть Азербайджана вошла в состав России. Автор предложения в качестве главного аргумента в пользу своего предложения высказал мнение, что «войдя в состав Российской империи как отдельные ханства, Азербайджан из империи вышел единым государством».
Это, думается, ошибочное мнение. Азербайджан из империи единым государством вышел потому, что азербайджанские ханства, включенные в разных обстоятельствах в ее состав, имели все атрибуты государства, в Гяндже был собственный монетный двор. Исторической развитие привело к распаду империи, и Азербайджан мог выйти из нее только единым государством. Если империя обладало бы исключительным свойством формировать государственность, то почему ее не получили буряты, якуты, татары, тувинцы, аварцы и другие народы?
Второй аргумент – «вхождение в состав Росси нам пошло на пользу». Это в целом так и есть. Но Россия Южный Кавказ завоевывала не потому, что нам стало лучше. Война шла с Персией за стратегически важные территории, природные ресурсы. И азербайджанские ханства, мягко говоря, не всегда добровольно входили в состав Российской империи.
«22 ноября 1803 года русские из Тифлиса направляются в сторону Гянджи. На подступах к Гяндже Цицианов вновь шлет Джавад-хану письмо, в котором в ультимативной форме требует сдачи города. Джавад-хан отвечает, что готов отстоять Гянджу в битве. Как пишет азербайджанский историк Мирза-Адыгезал-бек Джавад-хан, собрав своих людей и войска, двинулся на врага. Сражение завязалось недалеко от могилы великого азербйджанского поэта шейха Низами у местечка Кулу-кобу. Силы были явно неравными, и после битвы гянджинцы, неся тяжелые потери, отходят в город и запираются во внутренней крепости. Русские войска, войдя вслед за ними в Гянджу, окружают цитадель с четырех сторон. В течение месяца на все угрозы и ультиматумы Цицианова Джавад-хан отвечает однозначно: ”Что касается сдачи города, оставь эту несбыточную мечту. В Гянджу ты сможешь войти только через мой труп. Понял? Только после моей смерти и никак по другому”.
Приближаются зимние холода и Цицианов 3 января 1804 года решается на штурм крепости. Первая атака и попытка штурма крепости по приставным лестницам заканчивается неудачей. Тут же начинается атака с другой стороны цитадели. Несмотря на героическое сопротивление гянджинцев, русским удается захватить основные башни крепости. В битве на стенах крепости в ночь с 3 на 4 января (4 часа утра)1804 года Джавад-хан гибнет от вражеской пули. При штурме на стенах крепости гибнет и сын Джавад-хана Гусейнгулу-хан. Всего ханские войска потеряли около 1750 человек убитыми. В плен было взято 17 224 человека. Потери русских войск составили 17 офицеров и 227 нижних чинов убитыми и ранеными. Гянджинское ханство, перейдя в состав России, перестает существовать. Город был переименован в Елизаветполь. 26 июля 1826 года сыну Джавад-хана Угурлу-хану удалось взять Гянджу и восстановить на короткий срок ханство. Все участники штурма были награждены медалями. Были учреждены награды: нагрудная серебряная медаль «За труды и храбрость при взятии Гянджи».
И это нам надо праздновать?
Насколько нам известно, татары взятие Казани не празднуют, хотя, надо полагать, после вхождение в состав России они тоже получили массу удовольствий. Русские отмечают, это их право. Устраивая праздники за них, мы у русских можем вызвать только презрение, потому что люди, рассматривающую собственную историю как предмет торга, историю люди уважение вызвать не могут…
Напоследок: после второго договора, Туркменчайского, началось активное заселение Карабаха армянами, переселяемыми из Ирана. К чему это привело, объяснять не надо. Только не надо и нам праздновать взятие армянами Шушу…